Мы продолжаем публикацию статей к предстоящему юбилею Жатайского ССЗ. Из г.Красногорска Московской области письмо о своём отце, известном Ленском капитане прислала Татьяна Васильевна Переломова, которая более сорока лет трудилась в газете «Ленский водник», вначале литсотрудником, затем более двадцати лет редактором газеты. Татьяна Васильевна все своё детство провела на пароходах и теплоходах своего отца, и очень хорошо помнит его молодым на капитанском мостике. Помнит его помощников, молодых речников, для которых Василий Филиппович был хорошим наставником и справедливым командиром. А для своей семьи он был заботливым мужем и отцом. В истории Ленского пароходства он навсегда останется одним из тех капитанов, которые стояли у истоков, вставали на капитанский мостик в двадцать с небольшим, и успели так много сделать для родного предприятия за свою недолгую жизнь…

Ровесник Октября В.Ф.Стыденко

в.ф.стыденко

Вся жизнь Василия Филипповича Стыденко была связана с Якутией, хотя родился, и учился речному делу далеко от неё. Родился он в селе Подгорное, что под Воронежем, в 1917 году. Не было в том селе ни озера, ни реки, но книги рассказывали мальчишке о голубых дорогах, и он поступает в Ростовский политтехникум водного транспорта. Учился с удовольствием и в 1938 году, получив диплом судоводителя, по путевке Наркомвода прибыл в Якутск. Первая навигация на Лене началась для молодого специалиста с должности второго помощника капитана на пароходе "Пропагандист", а вторая уже с первого помощника капитана. Еще через год он поднялся уже на капитанский мостик.

В первый год Отечественной войны Василий Филиппович работал капитаном на пароходе "Клара Цеткин". За безупречную работу на трудовом фронте в военные годы он был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг." Позже в его трудовой биографии будут 800-сильные "Ляпунов", "Петровский", "Генерал Брусилов", "Жатай" и другие, но были в судьбе капитана Стыденко и небольшие периоды береговой службы. В 1945 его назначают диспетчером движения флота, а в сорок шестом откомандировывают в Москву в распоряжение кадров Министерства речного флота. Однако душа речника тоскует по реке, и он возвращается на капитанский мостик.

В пятидесятые годы Ленское пароходство пополнялось судами, построенными на зарубежных верфях, и в 1954 году на Лену прибыл пассажирский теплоход "Иссык-Куль". Строили его в Германии, прибыл он сначала в Ленинград, а уже оттуда перегоном по Северному морскому пути пришел в Якутск. Капитаном этого белоснежного красавца назначили В.Ф.Стыденко, который и вылетел летом на приемку теплохода в Ленинград. В составе экспедиции шли и суда Енисейского пароходства. Перегон осуществлялся под руководством Ф.В.Наянова. Путь на Лену не был легким, но поздней осенью "Иссык-Куль" встал на зимний отстой в Жатайском затоне. В ноябре 1954 года В.Ф.Стыденко была вручена медаль "За трудовую доблесть".

С открытием навигации на верхнем участке Лены "Иссык-Куль", на радость пассажиров, ходил до Усть-Кута, а когда река очищалась ото льда в низовье, уже только в Тикси. Был в биографии теплохода и его капитана один, можно сказать, исторический рейс. В 1956 году конечным пунктом стал не Тикси, а Нижнеянск. Сначала все шло без осложнений, однако на одном из морских участков теплоход затерло льдами. На выручку пришел ледокол, и вскоре взволнованные жители заполярного города с восторгом встречали "Иссык-Куль" в Нижнеянске. Больше таких рейсов в истории пассажирского флота Ленского пароходства не было.

пх прпагандист на р.алдан г

В 1962 году на Лену пришла скоростная "Ракета", её первым капитаном стал В.Ф.Стыденко. Как человек деятельный он был депутатом Верховного Совета ЯАССР, а в 1957 году в составе делегации Якутии побывал с дружеским визитом в Индии.

на капитанской вахте

Профессионализм, безграничное чувство долга и ответственность, энергия и целеустремленность - эти качества Василия Филипповича Стыденко снискали авторитет в пароходстве и республике, признание коллег.

Татьяна ПЕРЕЛОМОВА.

В.Ф.Стыденко награждён «За доблестный труд в ВОВ» (1946г), «100 лет со дня рождения Ленина» (1970г), «30 лет Победы (1945).

В.Ф.Стыденко скончался 2 июля 1979 года в г.Ростове, где и похоронен. Статья о Жатайском капитане В.Ф.Стыденко будет опубликована в книге к 75-летию ЖССЗ.