Современные рыночные условия диктуют новый уровень эксплуатации флота. В большом бизнесе крупные предприниматели - владельцы грузов, заинтересованы в безопасной перевозке своей собственности. При выборе перевозчика в качестве надежного партнера грузовладельцы пристально обращают внимание на техническое состояние судов, профессиональную подготовленность экипажей, и готовность судовладельца следовать наилучшей практике в области безопасности судоходства.

В Ленском объединенном речном пароходстве на постоянной основе производится анализ причин аварийных происшествий, имеющих место на судах мирового флота, по результатам которого оперативно принимаются меры по внедрению превентивных действий для недопущения подобных происшествий на судах пароходства.

Предотвращение аварийных или чрезвычайных ситуаций с судами и готовность Управления Пароходства к быстрым и эффективным действиям в случае их возникновения - вот главная задача Системы Управления Безопасностью ОАО «ЛОРП».
К сожалению, не все судовладельцы на водном транспорте в полной мере соответствуют требованиям безопасности судоходства. Лишь несколько судоходных компаний в нашем бассейне могут похвастаться наличием службы безопасности судовождения и опытными капитанами-наставниками, механиками-наставниками в своем штате. А ведь именно в их обязанности входит контроль за соблюдением всех норм и правил по безопасности судоходства. Печальные примеры долго искать не надо, вспомнить только гибель речного пассажирского судна - теплохода «Булгария», или случай – затопление танкера «Григорий Бугров», построенного в 60-е годы и прошедшего реновацию. Возможно, если бы грамотно построенная и систематизированная работа управления безопасности таких трагедий можно было бы избежать.

v.stepanov

Сегодня мы задали несколько вопросов заместителю генерального директора ОАО «ЛОРП» по безопасности судоходства Валерию Степанову.

- Валерий Иванович, каким образом выстроена система управления безопасности судоходства в ОАО «ЛОРП»?
- Ленское объединенное речное пароходство, управляя транспортными и вспомогательными судами, не делает разницы в осуществлении управления безопасностью на морских или речных судах. Ведь все осознают, что судно на воде является объектом повышенной опасности для людей и окружающей среды, под каким бы классом оно не находилось.
25 июля 2014 года наше пароходство после прохождения соответствующих процедур Российского Речного Регистра получило документ соответствия компании (ДСК). С 2015 года предприятие приступило к процедуре ежегодного подтверждения Системы управления безопасностью для судов внутреннего водного транспорта. Служба безопасности судовождения (СБС) ОАО «ЛОРП» совместно с экипажами судов проделала огромную работу и успешно внедрила СУБ пароходства согласно «Кодексу внутреннего водного транспорта».
СУБ ОАО «ЛОРП» - многогранный документ, в котором учтены особенности эксплуатации судов на морских и на внутренних водных путях России. В СУБ внедрены руководящие и отчетные документы, позволяющие наиболее эффективно обеспечить безопасную эксплуатацию судов.

- Значит, структура обеспечивающая безопасность судоходства компании занимается не только обеспечением безопасной эксплуатации судов, но и вопросами технического регламента?
- Вообще, работы по технической эксплуатации судов требуют планирования, исполнения и анализа результатов. Планирование осуществляется посредством «Плана технического обслуживания», объединяющего в себе требования по обслуживанию не только корпуса и механизмов судов, но и аварийно-спасательного имущества и снабжения, а также навигационного оборудования.
Введение СУБ требует от пароходства самоанализа и самосовершенствования. Принципиально важным является то, что требования СУБ распространяются не только на суда, но и на аппарат пароходства, управляющий судами, включая распределение ответственности за безопасную эксплуатацию судна между управлением пароходства и судовым экипажем, так как причины многих аварий «закладываются» на берегу.
СУБ в чистом виде объединяет в себе не только текст нормативных документов, а также содержит множество мероприятий, отдельно из которых можно отметить организацию совместной работы технических служб судна и управления пароходства. В результате тесного сотрудничества этих служб проводится регулярное планирование и проведение регламентных работ по обслуживанию судового оборудования и механизмов, что, в свою очередь, помогает предотвратить вывод судов из эксплуатации в результате проведения дорогостоящих ремонтов.

- А в чем все-таки эффективность системы управления безопасности, внедренной Пароходством?
- СУБ, разработанный ОАО «ЛОРП» под руководством Генерального директора Сергея Ларионова, нацелена на всестороннее обеспечение безопасной эксплуатации судов и защиту окружающей среды, начиная с предрейсового обучения экипажей, заканчивая планированием проведения регламентных работ по обслуживанию судна. В пароходстве давно функционирует служба безопасности судовождения. В наши обязанности входит поддержание безопасности на надлежащем уровне, тестирование и обучение работников плавсостава, как моряков, так и речников, разработка мероприятий по предотвращению аварий и реагирование на любые нештатные ситуации. На каждом судне есть комитет по безопасности, в обязанности которого входит контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации и жизнедеятельности на судне. По результатам работы таких комитетов, в аппарате ОАО «ЛОРП» оперативно принимаются решения по устранению тех или иных недочетов, установленных на судах.
Сотрудники, прошедшие специальное обучение, контролируют состояние аварийно-спасательного оборудования на судах, снабжения, а также общесудовых устройств и механизмов. Все суда компании минимум 2 раза в год инспектируются представителями технического управления и службы безопасности судовождения.

- Можно ли сегодня говорить о результатах работы внедренной системы управления безопасности?
- Оценками эффективности СУБ могут служить отсутствие аварийных происшествий на флоте компании, успешное прохождение судами внешних инспекций и аудитов, коммерческая привлекательность компании как надежного и безопасного перевозчика.
В 2016 году руководство предприятия приняло решение провести переклассификацию двух судов река-море типа «Сибирский» под Российский Морской Регистр Судоходства. В сентябре теплоход «Капитан Пашнин» получил квалификационные документы РМРС на класс KM *Ice 2 R2-RSN, что позволило пароходству расширить район и сезон плавания данного судна, сделать его коммерчески привлекательным для грузовладельца. В том же году теплоход «Капитан Пашнин» выполнил рейс Якутск - Дудинка (река Енисей) - Якутск и доставил для Республики Саха (Якутия) теплоход на подводных крыльях «Метеор-235».

- Ну и традиционный вопрос, какие планы на будущее в сфере управления безопасности в судоходстве?
- В настоящее время генеральный директор ОАО «ЛОРП» Сергей Ларионов поставил перед СБС задачу - вывести наше пароходство на международный уровень, разработать и внедрить МКУБ (Международный кодекс управления безопасной эксплуатации судов и предотвращение загрязнений) с целью получения права на выполнение международных грузовых перевозок.
Система управления безопасностью разрабатывается в соответствии с требованиями не только Международного кодекса управления безопасностью, но и в соответствии с международными стандартами ISO 9001:2000. В компании внедряется требования стандартов ISO 14001:2000 и OHSAS18002. Суда компании периодически будут инспектироваться, где будет производиться анализ СУБ на соответствие ведущим мировым стандартам в области перевозки грузов.
Требования к безопасности на международных перевозках регулируются общепринятыми международными требованиями. Не зря Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) был принят после ряда серьёзных аварий на море. И мы должны понимать, сколько бы не издавались новые требования различных профильных министерств и ведомств, результативных изменений не будет, пока сами судовладельцы не примут соответствующих шагов и не воспримут культуру безопасности как должное. Кодекс подтолкнул судовладельцев самих взяться за безопасность, не дожидаясь очередного происшествия.

inspektorskaya provrka 2

Пресс-служба ОАО «ЛОРП»