О компании

ПЕРВЫЕ ПАРОХОДЫ
До появления пароходов на Лене практиковался сплав. Грузы накапливались на верхнеленских пристанях – в Качуге и Жигалово, а также в Осетрово. С открытием золотых приисков на Витиме потребовались пароходы. Первый появился в 1861 году. Это был «Святой Тихон Задонский». Построен в 1858 в Бельгии (завод «Джона Коккериля», строительный №54), в 1861 доставлен на Лену и собран в Верхоленске. Принадлежал ИвануХаминову, затем продан компании Сибирякова-Базанова. Работал по Витиму, в 1862 году первый рейс до Якутска. С 1920- «Красносибирец». Списан в 1931. Из старых пароходов известны «Святой Иннокентий», до 1930 самый мощный на Лене (480 и.л.с). Построен в 1968 в Тюмени. С 1920- «Коммунист», проработал 93 навигации. В 1878 году с экспедицией Норденшельда прибыл винтовой пароход «Лена», который был списан в 1959 году. До революции принадлежал знаменитой фирме Громовых. Все эти пароходы приняли активное участие в установлении Советской власти, в гражданской войне на Лене. К периоду национализации на Лене работало около 40 пароходов.
ОРГАНИЗАТОР СРОЧНОГО ПАРОХОДСТВА
Первое Ленско-Витимское пароходство Сибирякова и Базанова возникло ещё в 1850-х годах. Было ещё несколько частных пароходств, работавших на Витиме и по Лене. Вопрос регулярного почтово-пассажирского сообщения решил Глотов Николай Егорович (06.12.1834 - 18.12.1911). Ленский судовладелец, нижнеудинский купец, владелец Николаевского железоделательного завода (около Братска), купец 1 гильдии, организатор срочного почтово-пассажирского пароходства на Лене (1895). Из крепостных горнорабочих, начав с нуля, добился выдающихся успехов. Срочное (по расписанию) пароходство было создано по «высочайшему повелению», для рейсов между Усть-Кутом и Якутском. Вначале пароходы приходили один раз в неделю, с 1900 года – два рейса. Основная база находилась в Киренске, по Лене были организованы пристани, ремонтные пункты. На Лене владел 14 пароходами. В 2000 году его имя присвоено т/х «Гром», на территории Якутского порта установлен бюст. Наследники Глотова в 1938 году были расстреляны.
ПАРЛЕНА (КОНЦЕССИЯ)
После гражданской войны, национализации Ленского флота и берегового хозяйства в 1920 году, для обеспечения работы флота пароходы и пристани были переданы Народному Комиссариату Путей Сообщения РСФСР (пароходство НКПС «Водотранс»). К навигации 1920 г. в бассейне работали только Тихоплёсенские и Чупановские мастерские в Жигаловском районе; бывший затон и мастерские Глотова в Киренске и мастерские в Воронцовском затоне (бывшего «Лензото»). К началу навигации 1922 г. весь флот Лены был передан ВСНХ, в распоряжение «Ленского государственного золотопромышленного объединения (Лензолото)», в связи с тем, что основные грузы по Лене шли на Бодайбинские золотые прииски. В 1925 году флот, береговое и путевое хозяйства от «Лензолото» перешли к английской концессии «Лена Голдфилдс Лимитед» (называли «Парлена»). Работала до 1929 года.
Якутское пароходство («ЯкПАР»)
В мае 1923 года был заключён договор с «Лензолото», по которому часть флота и береговых сооружений была передана в аренду Якутской АССР. До этого флот работал на Бодайбинские прииски, и снабжение Якутии пришлось обеспечивать только сплавным флотом (карбаза и паузки). После заключения этого договора на реке Лене стало работать два пароходства: Якутское («ЯкПар») Наркомторгпрома ЯАССР и «ПарЛензолото» ВСНХ - «Парлена» (с 1925 концессия). Первым директором «ЯкПара» стал капитан парохода «Лена» Н.С. Горовацкий. Именно это пароходство начинало освоение реки Алдан, ранее считавшейся несудоходной. В 1929 году, в связи с ликвидацией концессии и созданием на Лене государственного пароходства «Ленгоспар» Якутское пароходство было ликвидировано.
От ЛЕНГОСПАРа к ЛУРП
Согласно постановлению СНК ЯАССР от 21.06.29 единое госпароходство на Лене создано приказом НКПС № 979 (от 22.07.29). В государственное пароходство (после ликвидации Якутского пароходства «ЯкПар» и концессии «Лена-голдфилдс») вошли все речные предприятия, в том числе и водные пути. Центр — г.Якутск. Через три года, в 1932 году в Якутии было организовано предпредприятия Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), в тот же период на реках Северо-востока организован трест «Дальстрой». Начались реорганизации: «Ленгоспар» 26.03.32 разделили на пароходства «Лензолотофлот» (или ЛЗФ) и ЛУРП Наркомвода (Ленское управление речного пароходства, с 02.07.34 Наркомата речфлота). Пароходство ГУСМП вошло в состав ЛУРП в 1952-53 годах, «Лензолотофлот» влился в ЛРП (Ленское речное пароходство) в 1957 году.
ПЕЛЕДУЙ – от СУДОВЕРФИ к БАЗЕ ФЛОТА
В связи с ростом перевозок в годы Первых пятилеток потребовалось большое количество несамоходного флота. Выход бы в организации массового строительства деревянных барж, как наиболее дешевых судов. В районе старого Пеледуя 02.07.33 была основана ГУСМП верфь деревянного судостроения – первое крупное предприятие в Якутии. Уже в 1934 году вышли первые 400-тонные баржи, а до 1955 построено более 400 единиц, грузоподъемностью до 1300 тонн. С ликвидацией Главсевморпути, с 1953 судоверфь перешла в состав ЛРП МРФ. Было принято решение судоверфь закрыть, в связи с началом металлического судостроения, а с 14.01.58 организовать Пеледуйскую РЭБ (Ремонтно-эксплуатационную базу, приказ ЛРП №50). Лесные запасы и деревообрабатывающее производство переведены на строительство сборных домов. Для ремонта и отстоя флота создана необходимая инфраструктура. В настоящее время БТЭФ – база технической эксплуатации флота.
ЯКУТСКИЙ РЕЧНОЙ ТЕХНИКУМ
До революции подготовкой кадров не занимались. Лоцмана, механики были самоучками. Только в 1923 году в Киренске был организован Фабзауч (школа фабрично-заводского ученичества). 02.04.32 приказом Наркомвода №139, в Якутске было открыт Якутский речной техникум. Первым директором назначен И.С.Хамазюк. В 1936 году было выпущено 10 судоводителей, 12 судомехаников-паровиков, и 10 специалистов-эксплуатационников. Учебное заведение быстро вышло на передовые позиции среди подобных в Якутии. В эти годы были открыты ГПТУ, которые готовили для речного флота кадры массовых профессий. Постановлением Совмина СССР от 28.04.52 №2040 ЯРТ реорганизован в училище (приказ МРФ от 12.05.52), 01.09.1952 издан первый приказ по училищу. В 1953 году был введен в строй новый учебный корпус, общежитие, мастерские. С 2007 в составе Ленского филиала НГАВТ (СГУВТ, г. Новосибирск). В 1972 году открылось Осетровское речное училище.
В годы ВОЙНЫ
К 1940 году по Лене работало более 140 пароходов и теплоходов. С первых дней войны началась мобилизация речников. Их на пароходах заменяли женщины. С 1942 года, с открытием перегоночной авиатрассы «Аляска – Сибирь» речники Лены приступили к обслуживанию доставки американских самолетов через Якутск (всего перелетело 8000 самолетов). Также продовольственное снабжение ЯАССР было переключено с южного направления на морское – все товары и продукты шли через Тикси. Около 900 речников были награждены медалью «За доблестный труд в годы ВОВ», четверо за боевые заслуги стали Героями Советского Союза (К.Краснояров, К.Наумов, В.Андреев, А.Кузаков). В 1945 Северо-Якутское пароходство получило от США по «ленд-лизу» (военная помощь) пять морских буксиров по 800 сил, которые проработали до начала 60-х годов.
ЖАТАЙ
Ещё в 30-е годы стало понятно, что растущему Ленскому флоту нужен надежный затон. 19.10.35 вышло постановление Якутского ОК ВКП(б) «О строительстве затона Жатай и нефтебазы». Решение ГУСМП о строительстве принято 10.03.37, но начались репрессии, затем войны и постановления на были выполнены. 5 мая 1943 года в затоне Хатыстах (место отстоя) начался сверхранний ледоход, который нанес значительный ущерб флоту. Только тогда начали создавать новое предприятие («Жатайстрой»). Всё оборудование поступило по «ленд-лизу», из США, с 1944 Жатайский судоремонтный завод приступил к работе. С 28.04.48 Жатай получил статус рабочего поселка. С 05.07.77 ССЗ (приказ МРФ №86). С 17.06.83 РЭБ (приказ МРФ №76). С 10.03.94 судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ, приказ ЛОРП №43). С 05.08.98 ССЗ (приказ ОАО «ЛОРП» №166).
СОБСТВЕННОЕ СУДОСТРОЕНИЕ

В 1933 году была организована Качугская верфь «Дальстроя». В 1934 году началась сборка пароходов в Киренске и Жигалово. В 1951 году «Дальстроем» на левом берегу р. Лена основана Осетровская судоверфь, с 22.01.55 передана МРФ. 30.05.56 передана Осетровской РЭБ (цех металлического судостроения). С 01.01.59 Осетровская с/в ЛРП (Постановление Совмина СССР №1325 от 04.12.58). С 05.08.93 Осетровский ССРЗ. С 01.01.99 Осетровская с/в. Собирались и строились плавкраны, земснаряды, суда типа «СП», «СПО», «СПТО», «СК», «Р-33», баржи 16800. В 2008 спущено последнее судно.

С 1960-х годов, с развитием Осетровского порта и модернизацией водных путей в Ленском бассейне получили широкое применение грузовые теплоходы грузоподъемностью от 600 до 2000 т. Флот ЛРП стал пополняться судами местной постройки грузоподъемностью до 1500 т, которые могли работать в озерных условиях класса «О» по Правилам Регистра. Эти теплоходы (проект Р-25, Р-25Б и 1754Б) работали на всем протяжении от порта Осетрово до Тикси и реки Яна. С 1972 года в Осетрово построено 5 танкеров типа «Ленанефть».

ОСЕТРОВО – ВОРОТА ЯКУТИИ
В Советские времена главным грузообразующим портом стал Осетровский речной порт, в 1952 году сюда вышла железная дорога. Образован 04.08.58 приказом МРФ №170, ранее Осетровская пристань. С 1950 строился в соответствии с директивой 19 съезда КПСС (принят в 1962). В 1957 пристань «Лензолотофлота» передана ЛРП (стала Западным грузовым р-ном), в 1958 на месте нефтетарного причала начата вторая очередь порта (принят в 1970, стал Восточным грузовым р-ном). В 1971 начато строительство 3 очереди (завершена в 1976, стала Северным грузовым р-ном). В порту Осетрово производится перевалка с железной дороги на речные суда В 1985-86 в Осетрово завершено строительство 4 очереди, стал контейнерным терминалом. На 1988 г- 130 кранов, около 2 км стенок. Орден Трудового Красного Знамени (11.02.71).
ОРДЕН НА ЗНАМЕНИ ЛРП
60-е годы для ЛРП (Ленского речного пароходства) были периодом бурного роста. Раньше всех в МРФ, уже в 1965 году, была списана последняя деревянная баржа. На всех предприятиях шла сборка металлических барж 800 и 1000 тонн. В 1959 году с западных бассейнов на Лену перегоном пришло 130 единиц – лихтеры, буксиры, пассажирские теплоходы и пароходы. Шло интенсивное пополнение флота с собственных верфей – по собственному проекту к баржам пристыковывали машинное отделение с жилой надстройкой (тип СП-800), затем к этим грузовым теплоходам были приданы баржи-приставки. В 1961 году лихтер 2870 тонн класса «М» переоборудовали в самоходное судно «Лена», которое открыло рейсы без перевалок с Лены на Яну. Флот перешел на совмещение профессий, штурманская система помогла отказаться от лоцманов. В результате производительность труда на перевозках была повышена в 2,4 раза, а себестоимость снижена на 45 %. В результате устойчивого снижения себестоимости пароходство стало рентабельным, а в годы максимального расцвета, в 1959-1965 годах — высокорентабельным, получило за это время 160 млн рублей прибыли, что составляло примерно 30 % прибыли всего Минречфлота. По итогам семилетки 1 сентября 1966 года Ленское пароходство было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.
СТАТИСТИКА ПО ФЛОТУ
Объемы перевозок ЛОРП к концу 80-х годов прошлого века достигли 16 миллионов тонн. Крупнейший в СССР речной порт Осетрово перерабатывал до полутора миллионов тонн генеральных грузов, не считая налива, в навигацию там работало до 5000 человек, обрабатывалось до 300 вагонов в сутки.
ЛОРП даже в масштабах страны был крупнейшим судовладельцем. Флот распределялся так: Осетрово РЭБ - 79 единиц самоходного и 117 единиц несамоходного, 7 единиц вспомогательного. Осетровский порт – 45 единиц самоходного (и вспомогательного) флота и 16 единиц несамоходного. Киренская РЭБ - 114 единиц самоходного и 47 единиц несамоходного, 13 единиц вспомогательного. Алексеевская РЭБ - 115 единиц самоходного и 3 вспомогательных. Пеледуйская РЭБ - 87 единиц самоходного и 38 единиц несамоходного, 11 единиц вспомогательного. Жатайская РЭБ - 108 единиц самоходного и 108 единиц несамоходного, 18 единиц вспомогательного. Нижнеянский порт - 77 единиц самоходного и 18 единиц несамоходного. Белогорский порт - 26 единиц самоходного и 15 единиц несамоходного. Зырянский порт - 48 единиц самоходного и 25 единиц несамоходного. Олекминский порт - 13 единиц самоходного и 24 единицы несамоходного, 14 единиц вспомогательного. Якутский порт - 38 единиц самоходного и 60 единиц несамоходного, 20 единиц служебно-вспомогательного. Нюрбинская пристань – 42 единицы (только 8 теплоходов типа «Заря»). Хандыгский порт - 16 единиц самоходного и 18 единиц несамоходного. Итого – 1299 единиц флота.
ИТОГИ ПЕРЕСТРОЙКИ
Перед перестройкой в составе Ленского объединенного речного пароходства насчитывалось 1105 единиц транспортного флота суммарной мощностью в 610,9 тыс. л. с. и общей грузоподъемностью 1282,6 тыс. т. Эксплуатировались грузовые суда проектов 292, 0225, 1743, 21-88 (типа «река-море»), Р-25, СК-2000, танкера проектов 621, Р-77, 1754Б, баржи проектов Р-56, 16800, 942, все г/п 1000 т. и более. В составе буксирного флота преобладали теплоходы мощностью 2000, 800, 600 л.с, проектов 428, Р-ЗЗЛТ, Ч-800, 1741 и 10 мелкосидящих колесных буксиров проекта 1721Л.
В 1994 г. из состава единого ЛОРПа выделилось Верхнеленское речное пароходство с дислокацией в Иркутске и Усть-Куте. Тем самым, ЛОРП фактически разделился на собственно ЛОРП («якутский ЛОРП») и иркутский, ответственный прежде всего за иркутский участок Ленского бассейна. Произошёл раздел флота. Также, в 1990-е годы из состава единого ЛОРПа выделились и стали самостоятельными юридическими лицами такие подразделения, как «Хандыгский речной порт», «Колымская судоходная компания», «Янское речное пароходство», ХК «Якутский речной порт» (с дочерними предприятиями «Судоходная компания „Якутск“», «Судоходная компания „Вилюй“», «Пассажирское райуправление»).
23 июня 1994 года была зарегистрирована акционерная судоходная компания «Ленское объединённое речное пароходство» (АСК «ЛОРП»). 20 июня 1998 года она переименована в открытое акционерное общество (ОАО «ЛОРП»)
Сегодня в состав ПАО «ЛОРП», основного перевозчика, входят Жатайский ССЗ, Пеледуйский ССЗ, Олёкминский и Белогорский речные порты. Именно они обеспечивают северный завоз.
1861
1895
1920
1923
1929
1933
1936
1941
1943
1951
1952
1966
1988
2000
  • > 1 млн. 200 тыс. тонн коммерческих грузов
    Ежегодно доставляется флотом пароходства в населенные пункты Якутии и других регионов
  • > 40% человек
    Доля на рынке перевезенного груза внутренним водным транспортом в Республике Саха (Якутия)
  • > 240 единиц
    Транзитного флота задействовано в перевозке грузов
Ленское объединенное речное пароходство – флагман водного речного транспорта Якутии и одно из ведущих транспортно-производственных предприятий Северо-Востока России.

Сегодня морской и внутренний водный транспорт это одна из передовых отраслей экономики, обеспечивающая доставку грузов в самые труднодоступные уголки страны. ПАО «ЛОРП» играет важную роль в перевозке народнохозяйственных грузов на территории республики. От работы этой компании зависит жизнь целого региона.

Суда смешанного река-море плавания осуществляют перевозки нефтепродуктов наливом, генеральных и прочих грузов для четырех субъектов Российской Федерации – Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края и Чукотского автономного округа.

Доминирующий перевозчик на участке Северного морского пути от Хатангского залива до Певека, ПАО «ЛОРП» играет важную роль в перевозке народнохозяйственных грузов в арктические и западные районы республики.

О компании
О компании

Руководство и коллектив Пароходства нацелены на концептуальное развитие предприятия. Так, по инициативе Генерального директора Сергея Ларионова разработан проект «Модернизация флота и строительство судов для обеспечения грузоперевозок внутренним транспортом в Ленском бассейне».

Проект имеет стратегическую важность для социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Ежегодно в арктические районы флотом доставляется около 400 тыс. тонн грузов. Общий объем завоза грузов в республику по всем направлениям составляет около 3 млн тонн, в процессе завоза задействовано около 700 единиц флота и портальной механизации, в том числе до 70 судов класса «река-море».

Если программа модернизации будет реализовываться по плану, то уже через три года Якутия начнет спускать на воду суда собственного производства. При проектировании новых судов учтены все требования международной конвенции МАРПОЛ и специальных требования российских и мировых нефтяных компаний. Суда будут иметь второе дно и второй борт, и предназначены для перевозки нефти и нефтепродуктов без ограничения по температуре вспышки груза. К слову, требования конвенции МАРПОЛ выполняются уже сейчас – на сегодняшний момент модернизированы и спущены на воду Танкер ТО-1549 и «Ленанефть-2043», что говорит о начале реализации обширной программы.

Совместно с Корпорацией развития Республики Саха (Якутия) ведется работа по возобновлению судостроения на Жатайской судоверфи. Комплексная программа модернизации якутского флота включена в федеральную программу развития Арктики. Запланировано финансирование из федерального бюджета в размере свыше 4,1 млрд рублей, внебюджетные источники составят 1,6 млрд рублей. Проектная мощность верфи – до 10 единиц судов год. На прошедшем в начале сентября Восточном экономическом форуме Ленским пароходством на площадке Минпромторга России был представлен макет Проект высокотехнологичной Жатайской судостроительной верфи и макет головного судна.

«Нам приятно вдвойне, что наряду с такими крупными и известными предприятиями, столь высокой наградой было отмечено наше Пароходство. Наше родное предприятие Орден получило не просто так: тогда, в начале 60-х, производительность труда на перевозках повышена в 2,4 раза, а себестоимость снижена на 45 %. В результате устойчивого снижения себестоимости ещё в 50-х годах пароходство стало рентабельным, а в годы максимального расцвета, в 1959—1965 годы, — высокорентабельным, получившим за это время 160 млн рублей прибыли, что составляло примерно 30 % прибыли всего Минречфлота. И по итогам семилетки Ленское пароходство было награждено Орденом Трудового Красного Знамени» - отметил Генеральный директор ПАО «ЛОРП» Сергей Ларионов.

Сотрудники Пароходства с большой ответственностью отнеслись к юбилейной дате исторического события: теперь на здании рядом с логотипом предприятия гордо красуется точная копия Ордена Трудового красного знамени.

Якутии нужен новый флот для выполнения госзаказов по доставке жизненно важных грузов в труднодоступные северные районы, для развития Арктики, а главное – нужен флот для дальнейшего социального-экономического развития нашего большого региона – Республики Саха (Якутия). Коллектив Ленского объединенного речного пароходства справится со всеми поставленными задачами!