В ходе конференции были проведены три круглых стола, по повестке которых были обсуждены вопросы обновления флота республики, обеспечения безопасности судоходства на реках Якутии и взаимодействие государственных структур с представителями малого и среднего бизнеса.
Первым с докладом выступил главный инженер ОАО «ЛОРП» В.Л.Шадрин, который отметил, что с каждым годом обретает актуальность проблема нехватки флота. Так, если в 2013 году, согласно данным речного регистра, в Ленском бассейне общее количество судов составляло 2232 единицы, то в этом году эта цифра сократилась до 1400. То есть, за три года флот Ленского бассейна уменьшился почти в 2 раза, тогда как потребность в перевозках не снижается.
Средний возраст судов Ленского бассейна составляет 34,6 лет. Таким образом, на сегодняшний день флот Ленского бассейна критически устарел.
В настоящее время ОАО «ЛОРП» разработана и утверждена Стратегия развития Общества на среднесрочный период 2015-2020 годы. Пароходство за счет собственных средств ведет работы по модернизации Ленанефть-2011, ТО-1553. В 3 квартале 2017 года планируется начало работ по модернизации теплохода «Ленанефть-2030».
В июле 2016 года спущено на воду судно «ТО-1549» и завершены работы по судну «Ленанефть-2043». С начала навигации 2017 года будут проведены испытания судна «ТО-1549» и Ленанефть-2011.
В этом году планируется завершить строительство двух нефтеналивных барж в Рыбинске, очистной станции ОС-2000, модернизацию И. Барахова, Ленанефть-5 и теплохода ТО-1553 в Жатае.
Несмотря на принятые меры ОАО «ЛОРП» не могут быть выполнены до 2018 года работы по реновации судов в полном объеме для приведения их в соответствие требованиям Технического регламента, согласно которому запрещено использование нефтеналивных судов без двойного дна и двойных бортов. Напомним, данный технический регламент вступает в силу с 1 января 2018 года. согласно этим требованиям.
Производственные мощности и наличие стапельных мест Жатайской и Пеледуйской баз технической эксплуатации флота могут позволить ежегодно модернизировать не более 3 единиц судов, в том числе ЖБТЭФ – 2 ед., ПБТЭФ – 1ед.
До начала действия требований Технического регламента, т.е. до начала навигации 2018 года, пароходство планирует провести модернизацию 4 ед. флота.
Кроме того, как сообщил главный инженер ОАО «ЛОРП» В.Л.Шадрин, 24 апреля 2017 года с АО «ОСК» было заключено Генеральное соглашение о сотрудничестве по реализации Проектной программы «Развитие внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей Ленского бассейна» и согласован перспективный план строительства судов до 2036 года, а также определена первоочередная потребность в строительстве судов до 2025 года.
Совместно с Министерством транспорта Республики ведется работа с федеральными органами власти по исключению из требований сухогрузно-нефтеналивных судов типа «СПН», эксплуатируемых в арктических реках, а также продлению срока ввода в действие подпункта «в» пункта 108 Технического регламента до 2025 года.
Эти предложения были внесены Главой Республики Саха (Якутия) 5 августа 2016 года на Президиум Госсовета Российской Федерации под председательством Президента России Путина Владимир Владимировича.
Далее на конференции Нижегородское «ЦКБ по СПК имени Алексеева» и судостроительная компания «Аэроход» представили проекты транспортных средств, которые в будущем помогут республике решить проблему реновации флота. «Тема очень актуальная, подходит срок списания флота Ленского бассейна. Необходимо заниматься этой проблемой. Мы уже начали решать вопросы реновации и модернизации судов», — отметил Министр транспорта Семен Винокуров.
Представители компаний презентовали собственные разработки перспективных пассажирских судов на подводных крыльях и воздушной подушке, а также различные типы водного грузового транспорта. В ходе обсуждения был выдвинут ряд условий. Речь шла о приемлемой цене, экономичности судна и его способности причаливать к необорудованному берегу. При этом выдвигалось требование разработать для жителей арктических и северных районов проект транспортного средства вместимостью до 45 человек, с высокими скоростными характеристиками и дальностью хода до 700 километров. По итогам переговоров принято решение о разработке технического задания по пассажирскому и грузовому транспорту, в том числе класса «река-море», с привлечением специалистов КБ «Вымпел».