Проблема обновления флота в Ленском бассейне назрела давно. Средний возраст флота Ленского объединённого речного пароходства и других судовладельцев Ленского бассейна составляет 35 лет. Еще в 2010 году Открытым акционерным обществом «ЛОРП» совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) началась разработка вопроса об обновлении флота, в частности, о необходимости строительства судоверфи на территории Республики Саха (Якутия). В 2012 году пароходством была принята Программа развития пароходства на период 2012-2022 годы, где основным пунктом программы являлось модернизация Жатайского судоремонтно-судостроительного завода и обновление транспортного флота пароходства. На политсовете Единой России в марте 2012 года Председателем Правительства России Дмитрием Медведевым были поддержаны программные мероприятия. В марте 2013 года проект Модернизации Жатайского завода получил одобрение КРИО Внешэкономбанка. Но тогда из-за тяжелого финансового состояния пароходства, вызванного сложными гидрологическими условиями навигации 2013 года, работы были приостановлены. Тем не менее, Пароходство продолжало изыскивать возможности для реализации проекта. В результате кропотливой и грамотно слаженной совместной работы руководства Якутии и ОАО «ЛОРП», уже в июле 2016 года рабочая группа из представителей Корпорации развития Якутии и Пароходства, под руководством Геннадия Алексеева, который лично курировал ход реализации проекта, утвердила актуализированный бизнес-план комплексного инвестиционного проекта, разработанный Питерской компанией «Профессиональные комплексные решения». Он поддержан в Минпромторге и Минвостокразвития России. В рабочую группу включены представители Фонда развития Дальнего Востока.
Минэкономразвития России включил проект в Перечень приоритетных проектов, предлагаемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации.
В сентябре 2016 г. Макет завода был представлен на Восточном экономическом форуме, на площадке Минпромторга РФ.
В декабре 2016 г. проведен конкурс на разработку ПСД и ПИР строительства Жатайской судоверфи и модернизации судоремонтных цехов завода. Победителем признан Центр технологии судостроения и судоремонта, г. Санкт-Петербург, которыми к настоящему моменту завершен 1 этап, а именно проектно-изыскательские работы, ведется работа по разработке проектной и рабочей документации.
Вчера, 31.08.2017, в Правительстве Российской Федерации состоялось заседание, в повестку которого первым пунктом был включен вопрос «О проекте государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев начал его с темы расширения российского присутствия в Арктике. В частности, он отметил, что «с 2015 года действует государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны на период до 2020 года». Это основной механизм, при помощи которого мы осваиваем арктический Север. Но документ носит скорее аналитический характер и представляет собой свод мероприятий из отраслевых государственных программ, что неоднократно подчёркивалось на совещаниях по этому поводу. А самое главное, у него нет нормального собственного финансирования, что, конечно, не соответствует масштабу наших планов по развитию этого уникального региона». В этой связи Правительством РФ организована работа по подготовке новой редакции программы. В обновлённой версии программы должны быть актуализированы основные задачи, определены дополнительные источники финансирования, объёмы средств федерального бюджета. Этот проект программы уже подготовлен и вчера рассмотрен.
Главный вопрос для реализации актуальной программы –это вопрос финансирования. На заседании озвучено, что программа получит финансирование в размере 150 млрд рублей в несколько этапов.
Далее в своем выступлении Министр экономического развития РФ Максим Орешкин подчеркнул: «Подготовленный проект госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны страны – это целый комплекс мероприятий по освоению региона с 2018 по 2025 год. Подготовительный этап программы, который начался в 2015 году, в настоящее время завершён. Его результатом стала подготовка текущего проекта и формирование круга участников программы».
Так, в подготовленный проект программы вошли три направления, среди которых - мероприятия по развитию арктического судоходства. Максим Орешкин особо отметил, что указанное направление предусматривает создание единой информационной и телекоммуникационной системы транспортного комплекса, а также реконструкцию Жатайского судоремонтно-судостроительного завода. Наша задача – полностью использовать потенциал Севморпути и прилегающих речных арктических маршрутов для внутрироссийского и международного товарообмена.
Таким образом, сегодня уже можно утверждать, что реализация проекта по строительству Жатайской судоверфи вышла на новый виток развития. Этому предшествовала огромная скрупулезная работа Правительства Республики, Корпорации развития Якутии и ОАО «ЛОРП».