В своем докладе «Северный завоз как фактор устойчивого развития удаленных территорий на примере Республики Саха (Якутия)» первый вице-премьер Правительства Якутии Алексей Колодезников отметил, что «для Северного завоза ключевыми факторами выступают транспортный комплекс, обеспечивающий доставку грузов, и финансовая обеспеченность завоза для гарантированного снабжения населения товарами и стабильного функционирования систем жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Говоря об особенностях «северного завоза» в Якутии, первый вице-премьер сказал, что основной объем грузов перевозится речным транспортом в короткий навигационный период до пунктов депонации и с дальнейшей доставкой до пунктов назначения автомобильным транспортом в период действия автозимников. Стратегия перехода северного завоза на рыночные принципы вынудила региональные власти и предприятия самостоятельно планировать и выстраивать процесс поставок грузов, в котором участвуют огромное количество субъектов. Тем самым, сложившаяся схема логистики завоза грузов характеризуется отсутствием централизованной системы доставки грузов по всей стране. Очевидно, что для решения этой проблемы недостаточно усиление только региональной государственной поддержки на северный завоз, считает Колодезников. Также было озвучено, что существующая организация является несовершенной, ориентирована в основном на решение текущих задач, подчеркнул он. Обеспечение многих населенных пунктов проходит в очень трудных инфраструктурных и финансовых условиях с большими транспортными затратами, сбои в организации доставки чреваты срывами гарантированного тепло-энергоснабжения населения и бюджетных учреждений. Все это крайне негативно сказывается на качестве жизни и привлекательности проживания населения, и на развитие малого бизнеса.

  • Необходимы разработка Федерального закона, предусматривающего регулирование полномочий субъекта Российской Федерации по вопросам завоза грузов, меры государственной и имущественной поддержки для обеспечения Северного завоза, также разработка механизмов финансовой поддержки завоза грузов на федеральном уровне, - резюмировал Алексей Колодезников.
  • ларионов на конф

В своей речи генеральный директор ОАО «ЛОРП» Сергей Ларионов рассказал о том, что плавсостав и управленческий аппарат ОАО «ЛОРП» имеет богатый профессиональной опыт работы в арктических морях, а именно в прибрежной зоне Севморпути от порта Хатанга до порта Певек. В условиях мелководья Восточно-Сибирского и Моря Лаптевых, где нет возможности оказывать ледокольное  сопровождение, пароходство,  используя свои мелкосидящие ледоколы река-море, занимается ледокольной проводкой  судов, доставляет различные грузы в труднодоступные бассейны рек Анабар, Оленек, Яна и Индигирка.  В тоже время устьевые  участки рек представляют опасный мелководный извилистый фарватер с глубиной 130-250 см., которые приходится  преодолевать за счет подъёма уровней воды, возникающих во время  нагонных ветров. Данными судами завозятся жизненно-важные грузы по рекам Яна, Индигирка и Колыма. Для осуществления северного завоза в Якутии используется 32 судна типа СПН. 

Северный завоз - комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами (прежде всего продовольствием и нефтепродуктами) перед зимним сезоном.

Завоз проводится воздушным, морским, речным и автомобильным транспортом в зависимости от региона.

Кроме того, он отметил, что необходимым условием своевременного завоза в районы крайнего севера социально-значимых грузов является наличие земснарядов нового типа для производства дноуглубительных работ по поддержанию   гарантированных габаритов в прорезях Яны, Индигирки. Недостаток дноуглубительной техники является одним из факторов, негативно влияющих на «Северный завоз». Далее прозвучал вопрос о необходимости создания в Тикси координационно-спасательного центра, оборудованного всеми видами связи, судном – спасателем неограниченного района плавания, оснащенного оборудованием для ликвидации разливов нефтепродуктов, вертолетной площадкой и специально-обученным для спасательных операций экипажем.

Делегация Якутии внесла свои предложения об исключении из требований по оснащению двойным дном и двойными бортами сухогрузно-нефтеналивных судов проекта СПН грузоподъемностью 600 тонн, эксплуатируемых в арктических реках", - говорится в документе.

Для этого необходимо внести изменения в постановление правительства РФ № 623 от 12 августа 2010 года "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта", которое предполагает оснащение двойным дном и двойными бортами нефтеналивных судов с 1 января 2018 года.

«В настоящее время отсутствует соответствующий действующим требованиям технический проект на строительство флота взамен уникальных комбинированных судов типа СПН. Уникальностью проектов является возможность перевозить отдельно два вида грузов (сухогруз и горюче-смазочные материалы) с минимальной осадкой 1,4 м и максимальной грузоподъемностью 600 тонн», - указано в документе.

Участники конференции обсудили проблемы снабжения территорий Крайнего Севера и приравненных к ним районов с ограниченными сроками завоза грузов.

ларионов сидит на конф

Мероприятие призвано объединить усилия всех заинтересованных сторон для выработки единого подхода к системе северного завоза, что будет способствовать развитию северных регионов.